На первый взгляд, вторжение России в Украину было бы безумием, так как Россия могла многое потерять и слишком мало приобрести.
Сам президент России Владимир Путин спрашивал: «Что для меня Украина?»
В случае вторжения Запад введет разрушительные санкции против России, по крайней мере, так обещают Соединенные Штаты.
Но возможность войны не так нелогична, как кажется на первый взгляд.
Самым большим активом Путина является природный газ. В прошлом году Россия слишком экономно относилась к поставкам природного газа в Европу. Таким образом, в настоящее время заполнена только треть европейских газохранилищ.
А Россия поставляет более 40% природного газа, импортируемого в Евросоюз. Следовательно, вполне логично исключить голубое топливо из-под возможных санкций. Однако Россия также является крупным поставщиком ряда других видов сырья.
Хорошим примером его значимости является случай с Русалом. Бывший президент США Дональд Трамп ввел санкции против российского алюминиевого гиганта в связи с предполагаемой причастностью миллиардера Олега Дерипаски к аннексии Крыма в 2014 году. Цены на алюминий сразу подскочили во всем мире. И санкции с «Русала» быстро сняли.
Природный газ — еще более мощный инструмент влияния в руках России. Путин может пригрозить ЕС контрсанкциями и прекратить поставки природного газа. И это окажет разрушительное, хотя и краткосрочное, влияние на европейскую экономику, особенно зимой.
Поэтому возможность войны с Украиной будет значительно снижена за счет постоянного потепления погоды.
«Если Россия вторгнется в Украину, она будет свергнута международным сообществом. Она будет изолирована от мировых финансовых рынков, лишена доступа к новым технологиям, предупредил Белый дом. Россия столкнется с оттоком капитала, усилением давления на рубль, резкой инфляцией, ростом долговых расходов, экономическим спадом и сокращением производственных мощностей».
На первый взгляд, Россия потеряет еще больше, введя контрсанкции. Однако в действительности часть поставок может быть перенаправлена в Китай. В то же время после 2014 года Россия значительно увеличила свои валютные резервы примерно с 400 до более чем 630 миллиардов долларов. Из них стоимость золота выросла примерно с 45 до более чем 132 миллиардов долларов. Таким образом, как минимум в краткосрочной перспективе российское государство может понести значительные финансовые потери и даже ограничить свои операции в долларах.
Еще одним важным фактором, позволяющим Путину вторгнуться в Украину, является военная реформа. Вооруженные силы России намного современнее и тактически лучше подготовлены, чем в 2014 году, когда начался конфликт на Украине.
А поскольку военное превосходство России в регионе полное, у Путина нет причин не рассчитывать на успех возможной войны.
Вероятно, при частичном молниеносном вторжении, которое изменит статус-кво в Донбассе и установит в Киеве дружественное Москве правительство, западные санкции не будут такими разрушительными, по крайней мере, на это надеется Путин. ЕС уж точно не захочет потерять свой основной источник ряда сырьевых материалов. А по природному газу реально нет альтернативных поставщиков, которые могли бы полностью заменить Россию в краткосрочной перспективе.
Пока игра между Путиным и Западом остается политической. Соединенные Штаты могут позволить себе твердую позицию, поскольку их торговля с Россией относительно невелика. Но для ЕС ситуация намного сложнее.
Если и будет война, то она, вероятно, начнется до того, как в Европе похолодает, поскольку холод повысит значение российского природного газа в постконфликтных переговорах. Похолодание ожидается в начале марта.
Однако вторжение — крайний вариант, так как оно сопряжено со многими рисками для России, особенно в долгосрочной перспективе — ЕС начнет снижать свою зависимость от российских ресурсов, что поставит российскую экономику в подчиненную роль по отношению к гигантскому Китаю.
Поэтому военного конфликта все же можно избежать путем прорыва в политических переговорах между Россией и Западом.