Не может или не хочет Кремль оплачивать свои международные обязательства в долларах? Непредсказуемость ситуации в России является вызовом даже для самых именитых финансовых экспертов.
Возвращаются воспоминания о 1998 году, когда Россия объявила о своем государственном банкротстве. Можно ли повторить этот сценарий? Даже такие проверенные финансовые эксперты, как Йохен Фельзенхаймер, не дают конкретного прогноза. «Ситуация такова, что ничего нельзя предсказать», — сказал он.
Вот пример: Россия должна заплатить 117 миллионов долларов в виде процентов международным инвесторам по двум кредитам. Но долларовые счета российского Центробанка за границей заморожены, деньги заблокированы.
Не можешь или не хочешь?
Могут ли процентные платежи в долларах дойти до инвесторов? По мнению российского эксперта Андреаса Меника, страна может использовать свой золотой запас. «Они могут продать золото и так — потому что 100 миллионов — это совсем немного — заплатить свои долги». Однако кому-то нужно это золото купить и обменять на доллары — например, Китаю.
Впрочем, даже если Россия сможет заплатить, вопрос в том, есть ли у Кремля вообще такое желание. Это имеет решающее значение, сказал Фельзенгеймер: «В России, безусловно, действует аргумент: мы пока оставим деньги, потому что в будущем мы все равно не можем ожидать платежей от Запада».
На самом деле министр финансов России Антон Силуанов уже одобрил два процентных платежа ранее на этой неделе. При этом он не уточнил, будет ли страна платить в долларах или рублях, что в данном случае не допускается. Если Россия не будет платить проценты или платить в рублях, то страна, скорее всего, будет объявлена неплатежеспособной — т.е обанкротится. Но не сразу, говорит эксперт Фельзенхаймер. «После даты платежа есть еще 30 дней, в течение которых это можно сделать», — пояснил он. «О неуплате можно говорить только по истечении этого срока».
Россия по-прежнему имеет солидные доходы
Но даже если банкротство страны подтвердится в середине апреля, это не значит, что не останется ни копейки. Это будет означать только то, что Кремль не может или не хочет платить доллары международным инвесторам.
Для госслужащих в стране и для пенсий это не будет иметь никаких последствий, сказал Менике. «Я не вижу никаких проблем с выплатой зарплаты госслужащим. Путин о них позаботится, иначе сразу поднимется недовольство». И, по словам Меника, президент России может и будет этому препятствовать. Потому что международный бизнес, особенно нефтяной, приносит России большие доходы. С ними Кремль может расплатиться с большей частью своих долгов — до сих пор.