Датский журналист и эксперт по газопроводам Nord Stream 1 и 2 Йенс Ховсгаард в своей книге «Gier, Gas und Geld» («Жадность, газ и деньги») описывает сеть связей, стоящую за германо-российским энергетическим проектом. На вопрос Die Welt, несет ли Германия ответственность за войну, он отвечает: «Я бы даже сказал, что Германия проложила Путину дорогу в Украину».
По мнению журналиста, «достаточно одного примера: Герхард Шредер, будучи бывшим канцлером, использовал свой кабинет в Бундестаге для организации там совещаний по «Северному потоку — 2». «Это было бы невозможно ни в одной стране мира», — сказал Йенс Ховсгаард в интервью Die Welt в пятницу.
— Что касается «Северного потока — 2», то здесь все решали всего три человека. Бывший канцлер Герхард Шредер, Владимир Путин и Матиас Варниг. Бывший агент Штази, которого лично Путин — как однажды сказал бывший менеджер Daimler и лоббист России Клаус Мангольд — поставил во главе компании Nord Stream 2 AG. Трое мужчин разработали план завершения трубопровода, несмотря на сильное сопротивление в Европе, подчеркивает автор книги. «Гир, Газ и Гельд» .
— После 2014 года высокопоставленные представители правительства Германии встречались с российскими коллегами по поводу газопровода «Северный поток — 2». Конечно, на встречах всегда были представители компаний, которые хотели извлечь выгоду из хороших отношений, — сказал Ховсгаард в интервью. — Не только энергетические компании, но и промышленность и банки. Украина там просто мешала. Но было хорошо видно: те, кто поддерживает «Северный поток-1» и «Северный поток-2», платят за военную машину Путина», — добавил журналист.
«Путин, Шредер и Штайнмайер сидели там вместе»
На вопрос о роли нынешнего президента Германии Йенс Ховсгаард подчеркивает, что «Штайнмайер был решающим человеком после ухода Шредера из политики». — Он был важнейшим мостом в политику для Путина, Шредера и Варнига. Штайнмайер, Шредер и Путин продолжали встречаться и развивать свою дружбу. В 2010 году, например, в Берлине, в ресторане сына Варнига. Путин, Шредер и Штайнмайер сидели вместе. Накануне государственного визита Путина к канцлеру Ангеле Меркель пояснил Йенс Ховсгаард.
На вопрос, нарушила ли Германия эту политику после 24 февраля, Ховсгор ответил, что заявление о «переломном моменте» было правильным. «Однако предпринятые с тех пор действия вызывают сомнения в том, порвал ли Олаф Шольц со своим сближением с Россией», — добавил обозреватель.