Мировые цены на пшеницу растут. Экспорт из Украины, на который рассчитывают многие страны, находится под большой угрозой. А отсутствие достаточного количества зерна — серьезная предпосылка глобального голода.
Украина является ключевым игроком на международном рынке зерна, поскольку условия в стране оптимальны для его выращивания. Но теперь его нужно срочно сеять. Начало весны – время «Распутицы»: плодородная земля залита водой, зерна получают достаточно влаги и минеральных веществ для прорастания и роста. Позже почва подсыхает и твердеет, растения обязательно должны прорасти, чтобы не засохнуть.
Выжженная земля Распутицы оказалась настоящим бедствием для нескольких армий — для французов при Наполеоне, для немцев во время Второй мировой войны и даже сейчас для русских и их танков, хотя они должны были знать об этом явлении. А вот для пшеницы «Распутица» — это благо. И если земля затвердеет без посева зерна, возникнет риск голода в мире.
Дефицит кажется неизбежным
За последние 50 лет Германии и многим другим странам удалось удвоить производство пшеницы. Благодаря этому ФРГ даже стала экспортером зерна. Но сейчас нужен крутой поворот, чтобы обеспечить достаточную добычу. Украинским фермерам нельзя приказать сеять больше, потому что они либо на фронте, либо боятся, что их расстреляют на полях.
Цены на пшеницу уже растут на мировом рынке. Те, кто сможет предложить зерно в изобилии в этом году, получат огромную прибыль. К счастью, в последние недели Аргентина и Австралия собрали обильные урожаи. Но проблема в другом. Особых климатических условий, позволяющих выращивать пшеницу во влажную погоду и следующий засушливый период, в котором созревает зерно, не существует нигде в мире. В густонаселенных тропических странах зерно может расти, но не высыхать и созревать из-за ежедневных дождей — по крайней мере, не в количествах, необходимых для того, чтобы накормить мир.
Что случится? Многие поля в Украине и России останутся незасеянными. Цены на пшеницу на мировом рынке будут расти. Для богатых стран и богатых людей не будет особой проблемой заплатить в 2-3 раза больше. Но бедные и голодные больше не смогут позволить себе хлеб за столом. Каждая копейка, на которую поднимается цена на пшеницу, делает для многих невозможным поставку основных продуктов. И именно эти люди не могут выращивать больше урожая, потому что живут либо во всегда влажных тропиках, либо в засушливых регионах мира.
«Это новый кризис, который добавляется к предыдущим».
В Кении, например, большая часть зерна импортируется из Украины и России. Там люди обеспокоены тем, что происходит в Европе. «Мы заинтересованы в войне, потому что нам нужно знать, что происходит. Некоторые из продуктов, которые мы используем, поступают из этих двух стран», — сказал Сэмюэл Моуз, владелец небольшой закусочной в трущобах столицы Найроби. Однако с поставками становится все труднее, и бизнесу Моуза грозит банкротство.
Кризис сильнее всего ударил по бедным. Они уже дают более пятидесяти процентов своего дохода от продуктов питания, и цены растут. В то же время Восточная Африка пострадала от продолжительной засухи. По данным Всемирной продовольственной программы, 13 миллионов человек полагаются на продовольственную помощь. Война может только усугубить ситуацию. «Это новый кризис, который усугубляется предыдущими», — заявил пресс-секретарь Мартин Ренч. Он предупредил, что голод и отсутствие безопасности могут спровоцировать новые конфликты.
Недостаток зерна может быть вредным
Страны с умеренным климатом, расположенные в основном в Европе, Западной Азии и восточной части Северной Америки, имеют оптимальные условия для выращивания зерна. И они должны взять на себя ответственность за обеспечение потребностей людей в менее благоприятном климате.
Если механизм компенсации не будет введен в действие, развитие может быть драматическим. Потому что в результате катастрофической войны на Украине существует риск не только нехватки сырья, такого как нефть и природный газ, но и голода, который может затронуть миллиарды людей по всему миру. Ясно одно: с нехваткой нефти и природного газа человечество как-то могло справиться, но нехватка зерна может быть катастрофой.