Хадж, всего паломничество в мусульманском мире, начался в Мекке, Саудовская Аравия. Но в этом году снова из-за пандемии к участию допущены лишь несколько десятков тысяч паломников. Определенная потеря дохода для первой экономики Персидского залива и возможность религиозного туризма сильно пострадали от пандемии во всем мире.
Второй год подряд власти Саудовской Аравии резко сократили количество мусульман, участвующих в хадже, который проводился с 17 по 22 июля 2021: 60000 паломников, все жители Саудовской Аравии, в возрасте от 18 до 65 лет, не страдают хроническими заболеваниями и, прежде всего, правильно вакцинированы. Это далеко от двух с половиной миллионов паломников, которые стекались в священный город Мекку в 2019 году по всему миру.
Потеря доходов для экономики Саудовской Аравии значительна. К пандемии хадж приносил королевству в среднем от 10 до 15 млрд долларов в год в дополнение к 4-5 миллиардов, потраченных примерно восемью миллионами паломников во время Омри — небольшого дополнительного паломничества, которое можно производить круглый год. Потерянные непредвиденные доходы от религиозного туризма эквивалентные 7% ВВП Саудовской Аравии. Это второй по величине вклад в экономику страны после нефти.
Это катастрофа для саудовских финансов, но не единственная. В других странах мира, особенно в Африке, десятки тысяч туристических агентств, специализирующихся на религиозном туризме, сразу оказались не у дел.
Глобальный кризис религиозного туризма
Эта ситуация касается не только Саудовской Аравии. Большинство крупных религиозных собраний было отменено, за исключением Кумбха Мела, большого индуистского паломничества, что собрал 9000000 паломников на берегах Ганга в апреле прошлого года и в течение нескольких недель. Но Индия по-прежнему платит высокую цену: на сегодняшний день более 411 000 смертей из-за распространения варианта Дельта, на который в настоящее время приходится большинство новых инфекций во всем мире.
Например, в Европе в таких направлениях, как Лурд во Франции, Сантьяго-де-Компостела в Испании и Фатима в Португалии, в прошлом году было зарегистрировано падение активности в среднем на 75%.
Резкое сокращение числа паломников в этих основных местах паломничества серьезно затронуло всю местную экономику, начиная с гостиничного и ресторанного бизнеса.
После отмены большого паломничества Лурд, второй по величине гостиничное город во Франции после Парижа, в прошлом году зафиксировало заполняемость лишь 25% своих заведений. Около 2500 сезонных рабочих в этих отраслях остались без работы. Количество закрытых магазинов, особенно сувенирных, бесчисленное множество. В этом году сценарий, скорее всего, повторится снова, и паломники будут вынуждены следить за празднованием на экранах.
Неверующие на помощь религиозного туризма
Возможно, спасение для некоторых из этих иисць могло прийти от неверующих. Пандемия глубоко изменила отношение людей к туризму. Ограничительные меры, введенные для сдерживания распространения вируса, положили конец поездкам за границу. Последовательные ограничения породили тягу к природе, к широко открытых пространств. А потребность найти себя, найти смысл своей жизни — так никогда не было.
В этом контексте паломничество вполне может стать новой тенденцией в путешествиях по Covid-19. Так обстоит дело с дорогами в Сантьяго-де-Компостела, которые принимают все больше и больше путешественников, а не только паломников. Согласно исследованию, опубликованному журналом National Geographic, 40% пешеходов, идущих по этому пути во Франции, Испании и Португалии, теперь неверующие.
Повсюду в Европе, в Ирландии, Уэльсе, Финляндии и Швеции существует такое же увлечение этим типом путешествий, состоящий из прогулок на открытом воздухе и посещения религиозных мест. Эти новые виды паломников остаются, потребляют и участвуют в экономике территорий, которые они пересекают. Словом, они — глоток свежего воздуха для религиозного туризма в кризис.